Понедельник, 28.09.2020, 06:16
Приветствую Вас Гость

Сайт воспитателя

Котовщиковой Елены Юрьевны 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ | ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
Меню сайта
Делу-время

Авторская педагогическая разработка

Авторская педагогическая разработка адаптационного вида "Волшебные ниточки" (дополнительное образование  детей 4-7 лет)

Пояснительная записка

Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.

         В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека.

Отсутствие целенаправленного развития творческих способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и духовными ценностями. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе, к дезадаптированности в условиях современной жизни.

         Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему что видят и слышат. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребёнка в раннем возрасте. Необходимо не пропустить развитие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребёнок.

         Работа по развитию творческих способностей в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей: занятия изонитью. Реализация этого способа подробно описана в методическом пособии Гусаровой Н.Н. «Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие». Автор предлагает цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста.

Изучение литературы по данной теме, собственные наблюдения за воспитанниками во время проведения занятий по работе в технике «изонить», привели к убеждению, что занятия этим видом деятельности могут быть привлекательными и доступными для детей более младшего дошкольного возраста. Детям 2-3 года можно предложить сюжетные шнуровки. Детям 4 лет с помощью таких шнуровок  предлагается завершить картину, например, разместив на грибочек бабочку или листик, посадить грибок на травку и т.д. С детьми старше  4 лет можно начинать знакомить с приемами работы  в технике «Изонить» , используя мягкие иголки, либо пластмассовые иглы с тупым концом. Материал для работы - мягкие фетровые салфетки, плотные хозяйственные салфетки. Во время занятий  у ребенка развивается ассоциативное мышление и логика, тренируется мелкая моторика рук, что крайне полезно для детей этого возраста. Ребенок  может выполнять узоры по нарисованным заданиям, обучаясь произвольной деятельности, развивая наглядно-действенное мышление и пространственное ориентирование. Можно также самому сочинять узоры и орнаменты, или попробовать пришивать детали игрушки не так, как указано в схеме.

Занятия «изонитью» способствуют активному развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • сенсорного восприятия;
  • глазомера;
  • логического мышления;
  • воображения;
  • волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);
  • художественных способностей и эстетического вкуса.

         На занятиях продуктивной деятельностью дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте.

Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».   

 Задачи:

1. Блок задач по развитию у детей математических представлений

Раздел «Геометрическая форма»

Дать  понятие о разных  линиях: вертикальных и горизонтальных;

Дать  понятие о разных углах: величине, длине сторон.

Дать понятие об окружности.

Раздел «Количество и счёт».

Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.

Дать понятие о точке отсчёта.

Раздел «Ориентировка на плоскости».

Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.

Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.

2. Блок задач по сенсорному развитию

Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить     подбирать цвет к фону.

Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.

3. Блок задач по умственному воспитанию

Развивать абстрактное мышление.

Обучить плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.

Дать понятие «зеркальное изображение».

4. Блок задач по трудовому воспитанию

Научить владеть иголкой, ниткой, шилом.

Научить работе с трафаретом.

Научить технике работы с изонитью.

5. Блок задач по физическому воспитанию

Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.

Развивать координацию движений рук под контролем глаз.

6. Блок задач по нравственному воспитанию

Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

7. Блок задач по эстетическому воспитанию

Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.

Воспитывать эстетический вкус.

Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону, подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.

Обучить плоскостному моделированию – умению составлять из прямых линий  изображения предметов и композиций. 

Прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).

8. Речевой блок

Развивать активный и пассивный словарь детей.

Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов.

Развивать объяснительную и доказательную речь

Ожидаемые результаты:

Овладение техникой изонити.

Повышение уровня развития мелкой моторики пальцев рук.

Обогащение активного и пассивного словаря детей.

Развитие творческих способностей детей.

Формы подведения итогов:

оформление выставочного стенда в ДОУ;

участие в  выставках и конкурсах;

выступление на родительских собраниях.

Структура разработки

 Учебный план курса занятий рассчитан на 3 года обучения. Курс занятий предполагает дополнительное образование детей творческой деятельностью.

1 год обучения - дети 4-5 лет, 2 год обучения дети 5-6 лет, 3 год обучения – дети 6-7 лет. Занятия проходят один раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей 4- 5 лет 20-25 минут, для детей 5-6 лет 25-30 минут, 6-7 лет 30-35 минут. Количество детей в группе не более 5-8 человек, определено тем, что на занятиях дети работают с колющими и режущими предметами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности. 

В первый год обучения дети  знакомятся с инструментами, материалами, учатся изображать в технике изонити различные прямые вертикальные и горизонтальные линии, «вышивать» круги и треугольники прямыми линиями, дети учатся определять  лицевую и изнаночную сторону  изделий, изображать горизонтальные и вертикальные линии, изображать два – три треугольника разные по величине.

Цикл занятий  второго и третьего года состоит из двух разделов:

1. овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образов;

2. изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образов.

Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:

словесные методы (беседа, объяснение);

наглядные методы (иллюстрирование);

практические методы.

Дидактический материал:

иллюстрации;

образцы работ;

схемы (техника заполнения фигур);

стихи, загадки, литературные произведения.

Материалы и инструменты.

  1. иголка для вышивания (с широким ушком и тупым концом);
  2. цветные нити разного качества; Важную роль в композиции узора играет цвет ниток, поэтому они являются основным элементом картины. Для вышивания можно использовать любые нитки, но не очень толстые. Желательно - мулине, потому что у них богатая цветовая гамма и катушечные нитки из наборов.
  3. ножницы с тупым концом;
  4. шило;
  5. канцелярские скрепки, с их помощью рисунок или трафарет крепится к фону
  6. кусок линолеума примерно 25х25 см; подкладка из плотного материала, чтобы не портить поверхность стола (поролон), его можно нарезать необходимого размера и картон не скользит при прокалывании.
  7. цветной картон, бархатная бумага, салфетки  разного размера;
  8. циркуль, линейка, трафареты, резинка, фигурные лекала; клей ПВА, копировальная бумага или калька;
  9. пластилин, цветная бумага цветные карандаши, ручки, фломастеры; бросовый материал для дополнения.

Формы работы :

1.     коллективная -

Дети учатся совместно планировать свою деятельность, добиваться намеченной цели, предвидеть будущий результат. При вышивании изонитью дети учатся самостоятельно подбирать нитки для вышивки, чтобы работы были интересными, яркими, непохожими одна на другую. Оформлять работы можно в небольшие панно, выставки и др.

2.     индивидуальная-

Используется для работы с детьми, которые  в достаточной мере не овладели навыком шитья (затрудняются в завязывании узелка, в применении на практике шва и т.д.), которые пропустили занятия.

Скачать весь документ в формате Word

Назад на Научно-методическая деятельность

Назад на Педагогическая копилка

Назад на Педагогический опыт

Форма входа

Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
МБДОУ "д/с №8"

МБДОУ "Д/С №8 г. Слюдянка"


Дизайн сайта КАН11

Копирование запрещено. Ст. 146 УК РФ © 2020
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика