Понедельник, 28.09.2020, 04:51
Приветствую Вас Гость

Сайт воспитателя

Котовщиковой Елены Юрьевны 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ | ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
Меню сайта
Делу-время

Родительское собрание

Сухомлинский В.А. писал:

 «Истоки творческих способностей

 и дарования детей на кончиках их пальцев.

 От пальцев, образно говоря,

 идут тончайшие ручейки,

 которые питают источник творческой мысли.

Чем больше уверенности и изобретательности

в движениях детской руки,

тем тоньше взаимодействие с орудием труда,

чем сложнее движение,

необходимое для этого взаимодействия,

тем глубже входит взаимодействие руки

с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.

Другими словами:

чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок».

 

Родительское собрание-практикум

 

Оборудование: мультимедийная установка для просмотра презентации

3 стола на которых разложены игры на развитие мелкой моторики кистей рук и различные материалы по количеству родителей (массажеры,соленое тесто, пластилин, веревочки, листы бумаги, крупы, песок), выставка детского творчества.

 

Добрый день дорогие родители! 

Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей. И начнем с того, что определим, что такое «мелкая моторика» и почему же развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие на ребенка в целом.
Мелкая моторика – это что такое?
Это сложное и слаженное взаимодействие нервной, мышечной, костной и зрительной систем в выполнении мелких и точных движений кистями рук и пальцами ног. Захват мелких предметов, обращение с ложкой, вилкой, ножом, застегивание пуговичек на кофточке, завязывание шнурков, конструирование, вышивание, мелкие движения пальцев от которых зависит почерк – это все мелкая моторика.
Чем важна мелкая моторика?
Головной мозг похож на сложнейший компьютер. Он анализирует информацию, поступающую через органы чувств из внешней среды и от внутренних органов, и формирует ответные двигательные и поведенческие реакции. Как это проявляется в жизни? Мы отдергиваем руку от горячей кастрюли, мама бросается на помощь малышу, свалившемуся с велосипеда.
В головном мозге проходят процессы высшей нервной деятельности, характерные только для человека: мышление, речь, способность читать и писать, способность к творчеству.
В коре головного мозга есть зоны, ответственные за какую-то определенную сферу, в частности, зона, ответственная за двигательную активность.
Около трети всей площади двигательной зоны коры головного мозга занимает часть, ответственная за движения кисти руки. Ходьба, прыжки, плавание, спортивные упражнения, боевые искусства и прочие двигательные навыки вместе взятые занимают лишь оставшиеся две трети двигательной зоны. Зона, заведующая движением кисти руки, коры головного мозга расположена очень близко от речевой зоны. Местами зона движения кисти руки и речевая зона перекрываются. Именно это обеспечивает теснейшую взаимосвязь мелкой моторики с речью.

Вопрос к родителям: Известно, что уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога:

Это можно объяснить несколькими причинами:

 - взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.

- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...).

-  дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. 

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.

Приемы для развития мелкой моторики пальцев рук.

Проводимые наблюдения показали, что наиболее простые приемы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными. 
1. Катать шарики из пластилина. Пока ребенок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.

2. Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше). 

3. Перебирать крупные деревянные бусы, четки.

4. Собирать, складывать пирамидки. 

5. Работать с вкладышами (Монтессори). 

6. Застегивать пуговицы. 

7. Завязывать, развязывать узлы. 

8. Пальчиковые игры типа “Сорока -ворона”, «Семья»

 

Средства развития мелкой моторики рук.

Различные игры: мячи, пазлы, пирамидки, формы. Пластилин, глина, песок, вода, крупы, бумага, куклы, бусы, пуговицы, природный материал, карандаши, нитки, веревки и т.д. На некоторых из них остановимся подробнее.

Массаж кистей и пальцев рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук: массаж тыльной стороны кистей рук; массаж  ладони; массаж пальцев рук.

Массажеры. Упражнения с массажерами: катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Пальчиковая гимнастика. Включение пальчиковых игр и упражнений в любое занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

А теперь приготовили свои руки и делаем вместе со мной:

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

Мы морковку рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы морковку солим-солим,

Мы морковку жмем-жмем.

Ворона

Шла ворона мимо рынка               (выпрямить указательные и средние  

                                            пальцы, идти по столу, остальные пальцы поджать)

Под крылом тащила крынку.         (ладони соединить ковшиком)

Крынка выпала, разбилась,            (ударить сомкнутыми ладонями по столу, 

                                                            разъединить руки.)

Эх, ворона разозлилась!                  (развести руки в стороны, шевелить

                                                            пальцами)

 

Рисование. Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

Игры с пластилином: мнем и отщипываем; надавливаем и размазываем; скатываем шарики, раскатываем колбаски; режем на кусочки; лепим картинки; готовим обед.

Игры с веревочкой. Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных понятий и терминов.

Игры с бумагой. Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

Выгладим платочки для мамы и для дочки. Перед ребенком скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. Затем сделать тоже самое одной рукой.

Игры с крупами. Прячем ручки. Пересыпаем крупу. Дождь, град. Покормим птичек. Разложи по тарелочкам. Вкусная кашка. Найди игрушку. Игра «Золушка». «Отгадай, какая крупа в мешочке». «Сухой бассейн» из гороха и фасоли.

Игры с конструктором и мозаикой, вкладышами, пазлами.

Игры с пуговицами. Заполните просторную коробку пуговицами, опустите руки в коробку, поводите ладонями по поверхности, перетирайте пуговицы между ладонями, пересыпайте их из ладошки в ладошку. Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

Игры с яичками от киндер-сюрприза.

Развитие тактильных чувств. Игры с прищепками, коробочки где лежит нарезанный материал, мягкий, грубый, шероховатый, с ворсом и т.д. Который ребенок может трогать и рассказывать о своих чувствах. Мешочки с камушками, ракушками и разным другим материалом.

Игры со счетными палочками. В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.

Игры с природным материалом. Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

Игры с песком. Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.

- Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький. - Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки. - Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.

Игры с водой.  - Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз.

- Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску  сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой.

- Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем.

Куклы. Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, куклы-марионетки. 

 Шнуровки различные, можно купить в магазине, можно сделать своими руками

Шитье, вязание, плетение.

Работа в технике изонить с детьми старшего дошкольного возраста и изучение литературы по данной теме, собственные наблюдения за воспитанниками во время проведения занятий по работе в технике «изонить», привели к убеждению, что занятия этим видом деятельности могут быть привлекательными и доступными для детей более младшего дошкольного возраста. Детям 2-3 года можно предложить сюжетные шнуровки. Детям 4 лет с помощью таких шнуровок  предлагается завершить картину, например, разместив на грибочек бабочку или листик, посадить грибок на травку и т.д. С детьми старше  4 лет можно начинать знакомить с приемами работы  в технике «Изонить», используя мягкие иголки, либо пластмассовые иглы с тупым концом. Материал для работы - мягкие фетровые салфетки, плотные хозяйственные салфетки. Во время занятий  у ребенка развивается ассоциативное мышление и логика, тренируется мелкая моторика рук, что крайне полезно для детей этого возраста. Ребенок  может выполнять узоры по нарисованным заданиям, обучаясь произвольной деятельности, развивая наглядно-действенное мышление и пространственное ориентирование. Можно также самому сочинять узоры и орнаменты, или попробовать пришивать детали игрушки не так, как указано в схеме.

Занятия «изонитью» способствуют активному развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • сенсорного восприятия;
  • глазомера;
  • логического мышления;
  • воображения;
  • волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);
  • художественных способностей и эстетического вкуса.

         На занятиях продуктивной деятельностью дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте.

Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».  

Подведение итогов собрания

В заключении можно сказать следующее:

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку:

1) кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом;

2) формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте;

3) доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

 А сейчас хотелось бы вам предложить подойти к столу и положить в коробочку геометрическую фигуру: и если вам сегодняшнее собрание помогло получить знания, которые вы примените к своим детям положите красный кружок, если вам, было, не интересно положите синий квадрат, если вы всё это знаете и применяете на практике со своими детьми, положите жёлтый треугольник.

 

Родителям для развития ручной умелости рекомендуется проводить:

 

  • катать по очереди каждым пальцем камешки,  мелкие бусинки,  шарики запускать пальцами мелкие «волчки»;
  • разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
  • сжимать и разжимать кулачки  «бутончик проснулся  и  открылся, а вечером   заснул и закрылся»,  делать кулачки «мягкими» и «твердыми»,  барабанить всеми пальцами обеих рук по столу,  махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку; 
  • нанизывать крупные пуговицы,  шарики,  бусинки на нитку;
  • завязывать узелки  на  шнурке,  веревке;
  • перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;
  • застегивать (расстёгивать) пуговицы;
  • играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;
  • выкладывать из палочек  узоры по образцу и по желанию;
  • мять руками  поролоновые  шарики, губки;
  • рисовать,  раскрашивать,  штриховать;
  • резать  (вырезать)  ножницами;
  • выполнять аппликации.
  • водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание,  перетирание, полоскание, отжимание));
  • разбор круп и т.д.
  •  

Анкета для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у  дошкольников»

 

  1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?

- Да

- Затрудняюсь ответить

- Нет

  1. Как вы думаете с  какого возраста нужно начинать ее развивать?

- В младенчестве

- 3-4 лет

- 7 лет

  1. В какие игры вы играете с ребенком для развития моторики рук дома?

____________________________________________________

____________________________________________________

  1. Какой материал используете в игре с ребенком?

- Крупа, природный материал

- Пуговицы, бусины

- Иголки, нитки

- Конструктор, мозаика

- Кубики, пирамидки, матрешки

  1. Где берете информацию о развитии мелкой моторики?

- В детском саду

- ТВ

- В интернете

- Подсказывает своя интуиция

  1. Нравится ли ребенку играть в игры на развитие мелкой моторики?

- Да

- Нет

  1. Готовы ли Вы помочь сделать  своими руками игры для развития мелкой моторики рук наших детей?

- Да

- Не знаю

- Нет

Скачать документ в формате Word

Назад на Сотрудничество с семьей

Форма входа

Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
МБДОУ "д/с №8"

МБДОУ "Д/С №8 г. Слюдянка"


Дизайн сайта КАН11

Копирование запрещено. Ст. 146 УК РФ © 2020
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика